Главная \ Интернет магазин \ ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ \ Педагогика \ МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Артикул: 2570
150 руб.
Количество:
поделиться

72 страницы

Введение    4
Глава 1. Воспитательный коллектив как основа жизнедеятельности детского лагеря    10
1.1 Психологические особенности детского коллектива и формирование коллективистских качеств личности детей школьного возраста    10
1.2. Особенности жизнедеятельности временного детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря    20
1.3. Роль педагога в  процессе формирования детского коллектива    25
Глава 2. Особенности создания и развития временного  детского коллектива в условиях ДОЛ    33
2.1 Характеристика основных компонентов и  этапов развития воспитательного коллектива    33
2.2 Логика  развития временного детского коллектива в ДОЛ    40
2.3.    Методика изучения детского коллектива    51
Заключение    52
Список литературы    54
Приложения

 

Введение

В настоящее время в нашей стране наблюдается рост внимания со стороны государства к процессу образования и воспитания подрастающего поколения. Задача улучшения качества образовательного и воспитательного процессов определена как стратегическая. Этому посвящена одна из перспективных программ развития страны государственная программа «Образование».
Огромное значение современная педагогика придает воспитанию гармонично развитой личности, справедливо связывая будущее страны с эффективностью решения этой задачи. В этой связи особое внимание ученых и педагогов-практиков было обращено к достижениям отечественной педагогической науки, которые позволили бы активизировать образовательно-воспитательный процесс. Важной частью отечественного педагогического опыта, бесспорно, является опыт организации отдыха детей и подростков в условиях летних оздоровительных учреждений. Впервые организованные скаутами, летние загородные лагеря стали неотъемлемой частью пионерской деятельности на протяжении почти семидесяти лет истории Всесоюзной пионерской организации. За это время был приобретен огромный опыт воспитательной работы, разработаны и внедрены в практику многие формы и приемы решения воспитательных задач, появились и продолжают оставаться актуальными многие традиции организации детского коллектива. Все эти педагогические технологии и средства прошли проверку временем и доказали свою эффективность.        
       Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.
       Требования сегодняшнего дня  обусловили переход в педагогической деятельности  ДОЛ от объяснения к пониманию, от монолога – к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению личности. Главными ориентирами воспитательной деятельности становятся: доверительность отношений, духовная открытость и близость к детям, сопереживание их трудностям и проблемам. Характерной чертой нынешней педагогической деятельности в ДОЛ является обращение к философии гуманизма, создание инновационных гуманистических концепций, программ и технологий. В связи, с чем на первый план выступают такие ценностные понятия, как самоопределение, самоорганизация, духовное самостроительство, самобытность и личностное творчество, свобода, выбор, альтернатива и автономность личности, культура взаимопонимания и взаимодействия субъектов воспитания, диалогизм, двудоминантность, взаимодействие и взаимопроникновение участников воспитательного процесса, отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни и многие другие.
       В свете принятых Правительством Российской Федерации (2000 г.) приоритетов образования на долгосрочную перспективу выдвигаются следующие:
    противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью;
    обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей,  независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных ролей;
    поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество.
Политика государства в области отдыха и оздоровления детей определяется следующими задачами:
    сохранение системы государственной поддержки отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;
    усиление заинтересованности государственных структур в лице депутатов Государственной Думы, руководителей Министерства здравоохранения и социального развития и других федеральных структур в сохранении и укреплении сферы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;
    формирование понимания региональных особенностей организации отдыха, оздоровления и занятости, признание необходимости вариативности содержания и форм работы с детьми;
    актуализация  профессиональных связей организаторов отдыха детей, профессиональным сообществом признана необходимость открытости учреждений с целью обмена опытом работы и эффективности деятельности детских оздоровительных лагерей;
    создание и активная деятельность общероссийских и межрегиональных общественных организации, содействующих развитию отдыха, оздоровления и занятости детей.
       Воспитание должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека. Сегодня мы все чаще говорим о гуманистическом типе педагогической культуры, суть которой состоит в ценностном отношении к детству. Но для создания и реализации такого бережного гуманного отношения необходимым условней является организация подлинно гуманистических, партнерских, диалоговых, органично взаимосвязанных и взаимодополняющих отношений всех субъектов социокультурной среды. Поскольку детские оздоровительные лагеря в настоящее время выступают как важнейшие социальные институт, способствующие развитию, воспитанию и оздоровлению, детей, то они выполняют целый ряд важнейших функций в обществе:
    развивают творческие способности ребенка, через участие в различных видах деятельности;
    способствуют его оздоровлению, закалке, воспитанию валеологической культуры,
    воспитывают чувство коллективизма, вырабатывают коммуникативные навыки, обогащают социальный опыт.
       Мы считаем, что детский лагерь призван, способен и может стать активным субъектом реализации вышеназванных проблем, а также оазисом понимания, гуманного отношения и организации интересной жизнедеятельности каждого ребенка. Сегодняшний детский лагерь способен найти оптимальные, жизненно важные и личностно актуальные способы деятельности в широком диапазоне различных внутренних и средовых процессов, те жизненно важные технологии и формы работы, которые позволяли бы поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье ребенка.
       Все вышесказанное  и определило объект и предмет исследования, а также его цели и задачи.
       Объектом исследования является особенности педагогического процесса в условиях краткосрочной лагерной смены.
       Предметом исследования является деятельность педагога детского оздоровительного лагеря по созданию и развитию детского коллектива в условиях ДОЛ.
       Цель исследования -  на основе педагогического анализа выявить и обосновать основные формы, методы и направления воспитательной работы по формированию и развитию временного  детского коллектива.
       Задачи исследования:
    изучить социально-психологические особенности педагогической деятельности в условиях краткосрочной лагерной смены;
    рассмотреть особенности жизнедеятельности временного детского коллектива в условиях ДОЛ;
    исследовать существующие практики педагогической деятельности в детских оздоровительных учреждениях по формированию детского коллектива.
       Актуальность темы исследования:
       Становление современного общества, его реформирование и гуманизация невозможны без заботы о подрастающем поколении, которое должно получить реальную возможность развития, самореализации, социальной адаптации и самоопределения. Все это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать эти задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит детским оздоровительным лагерям.
       Истоки современных основ педагогики детских каникул можно найти в методиках коллективной творческой деятельности ( О.С. Газман, С.Д. Поляков), творческого сотрудничества (Ш. Амонашвили, В. Матвеев, С. Соловейчик), глубинного общения (Г. Батищев), демократического разновозрастного взаимодействия детей (Л.В. Байбородова). Реализация идей этих авторов в детско-взрослых сообществах не просто выявляет дополнительный педагогический потенциал, но и ориентирует на поиск нового содержания педагогического процесса детского лагеря, новых принципов в организации жизнедеятельности всего лагерного сообщества, новых подходов к обеспечению условий, необходимых для самоопределения и саморазвития личности.
       Практическая значимость работы:
       Материалы исследования могут быть использованы вожатыми, педагогами-организаторами в летнем оздоровительном лагере при организации воспитательной деятельности.
       Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя:
    введение;
    две главы:
первая глава «Воспитательный коллектив как основа жизнедеятельности ДОЛ» с 3-мя подглавами;
вторая глава  « Формы и методы создания и развития детского коллектива в условиях краткосрочности лагерной смены» с 3-мя подглавами
по главе;
    заключение;
    список использованных источников.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Введите Ваш e-mail:
Введите Ваш пароль:
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.

Назад