Формы и методы обучения основам экономики сельского хозяйства во внеклассной работе со школьниками
68 страниц.
Введение
1. Сельскохозяйственное производство в структуре народного хозяйства
1.1. Специфика сельскохозяйственного производства
1.2. Фермерские хозяйства в структуре сельскохозяйственного производства
2. Специфика методики обучения школьников основам экономики сельского хозяйства во внеклассной работе
2.1. Организационные формы внеклассной работы по обучению школьников основам экономики сельского хозяйства
2.2. Анализ программы факультатива по экономике сельского хозяйства и организации фермерского производства
2.3. Методика проведения внеклассных занятий по основам экономики сельского хозяйства
2.4. Проверка качества обучения школьников основам экономики сельского хозяйства во внеклассной работе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Сельское хозяйство - отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. экономически активного населения.
Сегодня значительная часть населения земного шара живёт в странах, в экономике которых преобладает аграрный сектор. Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 70% предметов потребления производится из продукции сельского хозяйства, поэтому от эффективности этой отрасли прямо зависит жизненный уровень населения. Продовольственная безопасность страны, являясь составной частью её национальной безопасности, выступает как гарантия стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.
Результатом государственной программы развития сельского хозяйства стали лучшие показатели его роста среди всех отраслей, даже в период кризиса. Государство продолжает политику поддержки села. Есть все возможности для того, что бы сделать сельское хозяйство одним из лидеров экономического роста и в результате улучшить и качество жизни на селе.
Впечатления от больших городов только положительные, но если выбирать, где жить – в сельской местности есть свои преимущества. На селе воздух чище, экология, есть возможность завести хозяйство. Жизнь в станице, деревне положительно сказывается на детях. Они очень рано включаются в трудовую жизнь семьи и сельскохозяйственных предприятий, становятся более самостоятельными, приучаются к труду. Даже школьники младших классов весной и осенью отвлекаются от учебы для работы на приусадебных участках школы и полях. Станицы благоустраиваются, бытовые удобства тоже доступны сельским жителям.
Реализация целевой программы «Социальное развитие села» уже позволила создать в сельской местности 117 тысяч рабочих мест. Поэтому в сельских поселениях будут нужны грамотные специалисты и не только специалисты. Уже в школе дети должны подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Сегодня на Кубани производится большое количество сельскохозяйственной продукции и нужно, чтобы она была не дороже импортной, а для этого школьникам нужны экономические знания. Сегодня крайне востребованы высококвалифицированные, владеющие современными технологиями работники в сельскохозяйственной отрасли, чтобы они профессионально могли заниматься развитием личных подсобных и фермерских хозяйств. Для этого школьникам нужно знать основы экономики сельского хозяйства. В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, который давал бы обобщённые экономические знания и учебный план не может решить проблему получения сельскими школьниками знаний по экономике сельского хозяйства. Возникает вопрос, как же решать эту задачу в условиях современной сельской школы. Акцент приходится делать на внеклассные формы обучения основам экономики. Поэтому нами был разработан факультатив для изучения экономики сельского хозяйства и организации фермерского производства.
Реализация факультатива позволит повысить образованность сельского населения, удовлетворенность жителей села образовательными услугами, сокращение миграции сельского населения в город, повышение кадрового потенциала села, рациональное использование имеющихся на селе ресурсов, укрепление и развитие местного производства. Учащиеся должны почувствовать интерес к этой деятельности, понять, что она востребована и материально выгодна, должны уметь грамотно организовывать производство сельхозпродукции, а в дальнейшем это позволит им не только иметь постоянное место работы, но и увеличить свое благосостояние.
Цель данного дипломного исследования: показать педагогический процесс обучения основам экономики сельского хозяйства во внеклассной работе со школьниками.
В ходе написания дипломной работы решались следующие задачи:
1. выявить специфику и раскрыть структуру сельскохозяйственного производства;
2. показать организационные формы внеклассной работы по обучению школьников основам экономики сельского хозяйства;
3. предложить программу факультатива по экономике сельского хозяйства и организации фермерского производства;
4. разработать методику проведения занятий по обучению школьников основам экономики сельского хозяйства и организации фермерского производства;
5. проверить на практике методику и получить результаты опытно-экспериментальной работы по обучению школьников основам экономики сельского хозяйства и организации фермерского производства.
Объект исследования - педагогический процесс изучения основ сельского хозяйства по программе факультатива по обучению сельских школьников основам сельского хозяйства и фермерского производства.
Предмет исследования в квалификационной работе - формы и методы обучения основам экономики сельского хозяйства во внеклассной работе со школьниками.
Рабочая гипотеза исследования – необходимость получения теоретических и практических экономических знаний по экономике сельского хозяйства для учащихся сельских школ может быть реализована в рамках факультатива по экономике сельского хозяйства и организации фермерского производства.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дипломной работы даны основы сельскохозяйственного производства в структуре народного хозяйства. Во второй главе показаны формы и методы организации формы внеклассной работы по обучению школьников основам экономики сельского хозяйства, предложена программа факультатива по обучению экономики сельского хозяйства и фермерского производства сельских школьников. В заключение квалификационной работы подводятся общие итоги исследования, делаются выводы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Обучение основам экономики сельского хозяйства является важной частью образования в сельской школе.
2. Факультатив по обучению экономике сельского хозяйства и фермерского производства во внеклассной работе с сельскими школьниками – наиболее эффективная форма обучения сельских школьников основам сельскохозяйственного производства.
Методологическая основа работы. В практике проведения исследований, направленных на ре¬шение задач теории и методики трудового и экономического образования, наи¬большее распространение получили следующие методы: анализ научно-методической литературы, документаль¬ных и архивных материалов; диалектико-материалистический, историко-аналитический, теоретический и системно-деятельностный подход к формированию и развитию гармоничной личности, роли экономического обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; философские учения о связи теории с практикой; фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых - дидактов, научные разработки зарубежных психологов, методистов, физиологов, экономистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой, производительной деятельности; педагогическое наблюдение; беседа; контрольные испытания; экспертное оценивание; педагогический эксперимент; математико-статистические методы.
Квалификационная работа проводилась при помощи следующих методов исследования: изучение научных трудов и документов по теме исследования; теоретический анализ и синтез процесса обучения; анализ содержания экономического обучения в сельских школах; организации и руководства производительным трудом учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), в процессе которого использовалось наблюдение, беседа, анкетирование и статистическая обработка материала.
Источниковую базу дипломной работы составляют нормативные документы, регулирующие отношения в сфере образования, учебники и учебные пособия по экономической организации производства, монографии и статьи различных авторов, посвящённые анализу хода реформ в сфере современного хозяйства. Важную группу источников составили документы и научные разработки по экономическому развитию сельского хозяйства, проблемам экономического обучения и образования молодёжи, экспериментальные разработки по интегрированию экономического образования в сферу трудовой и профессиональной подготовки. Важными источниками следует назвать работы таких авторов как Сасова И. А., Кураков Л. П., Абрамова А. И., Васильев Ю. К.
Практическая значимость работы выражена в новизне постановки задач экономического обучения сельских школьников основам экономики сельского хозяйства и возможности использования полученных результатов в практике преподавания в средней школе.
Экспериментальная база. Экспериментальная работа по обучению учащихся 11 классов сельской школы основам экономики сельского хозяйства и организации фермерского производства организована на базе МОУ СОШ № 6 пос. Совхозный Славянского района в 11 классе. В экспериментальной работе приняли участие 24 человека, из них 20 учащиеся, руководитель педагогической практики, старший преподаватель Махова А.В., директор школы №6 Скрипка Т.И., учитель технологии Капралова Т., студентка Баранова А.А.