Главная \ Интернет магазин \ КУРСОВЫЕ РАБОТЫ \ Психология \ Влияние личности отца на развитие креативных способностей детей в младшем школьном возрасте

Влияние личности отца на развитие креативных способностей детей в младшем школьном возрасте

Артикул: 2751
150 руб.
Количество:
поделиться

37 страниц

 

Введение    4
Глава 1. Влияние отца на креативные способности детей как объект психологического исследования    8
1.1. Понятие “креативные способности”    8
1.2. Роль отца в трудах классиков психологии    13
Глава 2. Экспериментальная оценка степени влияния отца на развитие креативных способностей младших школьников    22
2.1. Краткая характеристика используемого инструмента    22
2.2. Описание исследования    27
Заключение    37
Библиография    39

 
Введение

Возрастающая потребность общества в людях, способных креативно (т. е. творчески) подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качест-венно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность об-щества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. При этом одним из малоизученных источников развития креативных способностей личности остается влияние семьи на ребенка, а именно такая его составляющая как отцовское влияние на творческие способности юного индивида.
Отец, в значительной мере, является фигурой, в раннем детстве ребенка замещающей общество. Моральные установки отца, выраженные в ультимативной форме (за ослушанием неотвратимо следует наказание), постепенно интериоризуются ребенком — становятся его требованиями к самому себе. А потом, когда отца рядом нет, отношения с обществом выстраиваются по образцу отношений с отцом — в результате поведение взрослого человека социально ориентировано; он готов пожертвовать своими личными интересами ради ценностей, превосходящих ценность собственной жизни. При сохранившемся сценарии меняются актеры — происходит экстериоризация усвоенного, впитанного в детстве. Отсутствие отца сопряжено с неизбежным нарушением процесса воспитания и социализации ребенка.
Психолог Анри Биллер, исследуя судьбы мальчиков, не получивших отцовского воспитания, отмечает их неуверенность в себе, трудности в определении моральных ценностей, высокую вероятность суицидального поведения, наркомании и правонарушений [1].
Ряд исследований, проведенных за последние годы, продемонстрировал, что вопреки распространенному заблуждению, присутствие отца играет исключительно важную роль даже на самых ранних стадиях развития ребенка, т. е. до трехлетнего возраста. Один из примеров — нашумевшее исследование, предпринятое группой ученых из университета Северной Каролины. В ходе пристального наблюдения за сотнями малышей выяснилось, что речевое развитие ребенка зависит, прежде всего, от отца, хотя, казалось бы, матери намного больше общаются со своими детьми [там же].
Автор данной работы принял участие в исследовании (под руково-дством к. п. н., доцента Суняйкиной Т. В.), рассматривавшем отцовство как фактор формирования личности ребенка . В ходе исследования на базе образовательных учреждений Славянского района было выявлено, что патернальная депривация (воспитание без отца) чревата тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка, в особенности — для ее социализации. Также исследование установило, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, в отличие от детей из полных семей, более суггестивны по отношению к влиянию таких референтных групп, как сверстники, уличная компания; менее успешны в учебе; чаще страдают различными комплексами и заниженной самооценкой, отличаются значительной долей прагматичности в межличностных отношениях и менее эмпатийны. (Данная работа номинирована дипломом второй степени Всероссийского конкурса “Национальное Достояние России” .)
Но насколько патеральная депривация влияет на развитие креативных способностей ребенка? Ответ на этот вопрос еще не дан в психологической науке, в которой, однако, нередко вспоминают тезис философа и психолога (последователя доктора Рэ) Фридриха Ницше о том, что “все гениальное в ребенке — от матери, отец же — всегда только случайность” [2].
Необходимостью объективного ответа на данный вопрос обуславливается актуальность данной работы, ставящей своей целью выявление степени влияния отца на развитие креактивных способностей младших школьников.
Объектом данного исследования является процесс формирования творческих способностей у младших школьников, предметом — степень влияния личности отца на развитие креативных способностей детей в младшем школьном возрасте.
В ходе данного исследования нами решался следующий ряд задач:
•    рассмотреть понятие “креативные способности” и описать типы креативных способностей;
•    раскрыть роль отца в трудах классиков психологии;
•    на основе положений теоретических источников и тестовых заданий подготовить материалы для исследования влияния отца на развитие креативных способностей учащихся;
•    экспериментально определить степень влияния отца на развитие креативных способностей младших школьников.
Методологической основой исследования является учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности, теория развития личности и положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды.
Основным методом исследования явился метод анализа психолого-педагогической и социально-психологической литературы по теме исследования, к числу которой относятся работы известных педагогов и психологов современности, представленные в списке использованной литературы и послужившие теоретической основой данной работы.
Анализ данных. В психологии для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности [3]. Степень влияния отца на развитие креативных способностей в нашей работе определяется с помощью тестов П. Торренса. Помимо этого анализируется классный журнал и социальный паспорт класса. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 51 Славянского района, выборка составила 17 детей, учащихся 1—4 классов, использовались экспертные оценки 2 педагогов, классных руководителей 1—2 и 3—4 классов (совмещенные классы). Таким образом, в исследовании приняло участие 19 человек.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Введите Ваш e-mail:
Введите Ваш пароль:
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.

Назад