«Темные» и «светлые» птицы в мировоззрении славян
33 страницы
Введение 2
Глава 1. Особенности славянской картины мира 4
1.1. Представление о мире язычников и христиан 4
1.2. Признаки описания животных у славян 6
Глава 2. «Темные» и «светлые» птицы в мировоззрении славян 15
2.1. «Темные» птицы (ворон, орел, воробей) 15
2.2. «Светлые» птицы (голубь, лебедь, ласточка) 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение
Наша работа посвящена проблеме реконструкции древних славянских представлений, которые нашли отражение в фольклорных и диалектных культурных источниках. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил, хотя существует немало серьезных исследований. Одним из них считается словарь Н.И.Толстого «Славянские древности». На базе этого источника осуществляется настоящее исследование. «Сегодня древняя вера наших предков (разных племен) похожа на старинные клочки кружев, забытый узор, который надо восстановить по обрывкам», - так выразительно определил эту проблему А.С. Кайсаров во введении к книге «Мифы древних славян».
Из первых двух томов словаря Н.И. Толстого мы выявили шесть словарных статей, в которых дается описание птиц (аист, ворон, воробей, голубь, грач, жаворонок). Именно образы этих птиц мы встречаем в фольклоре разных народов (пословицы, поговорки, сказки).
Актуальность исследования возросшим интересом к национальным историческим культурным корням, мудрости наших предков, и в то же время малой степенью изученности древних и фольклорных источников в этнолингвистическом аспекте.
Цель работы - проанализировать лексикографические источники по славянским образам, а также русские и кубанские фольклорные источники для определения смыслового содержания концепта.
Для реализации указанной цели решались следующие задачи:
1.Изучить научную литературу по указанной теме;
2.Определить основные особенности славянской картины мира;
3.Выявить разницу представлениий о мире у славян периода язычества и христианства;
4.Проанализировать по данным источников смысловое содержание концепта «птица;
5.Определить семантику образов «темных» и «светлых» птиц.
В работе использовались метод описания, включающий в себя прием наблюдения и систематизации, а также метод этнолингвистического анализа на основе концепции Н.И.Толстого, заявленной в словаре «Славянские древности».
Материалы исследования могут использоваться при дальнейшем анализе концепта «птица» с привлечением более широкого круга источников, а также на спецкурсах по этнолингвистике.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения, Списка использованной литературы.
Источниками послужили: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; Слово о полку Игореве; басня И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Русская народная поэзия» К.М.Чистовой; «Песни линейных и черноморских казаков» А.Д. Бигдай; «Народные песни казаков» В.Г.Захарченко.