Главная \ Интернет магазин \ Диссертации \ История \ Становление и развитие органов социальной защиты населения Краснодарского края в постперестроечный период

Становление и развитие органов социальной защиты населения Краснодарского края в постперестроечный период

Артикул: 2729
100 руб.
Количество:
поделиться

180 страниц, формат WORD

ВВЕДЕНИЕ                                       
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ  
1.1. Понятие и система органов социальной защиты.                     
1.2. История развития органов социальной защиты Кубани                 
1.3. Формирование современной системы органов социальной защиты населения Краснодарского края               
Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОЦЗАЩИТЫ КУБАНИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД           
2.1. Основные направления деятельности органов социальной защиты
Краснодарского края в новейший период                       
2.2. Правовое обеспечение социальной работы на Кубани           
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                   
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        
Приложение   

 

ВВЕДЕНИЕ
С крушением Советского союза появились новые тенденции в развитии мира, ключевые особенности которого сводятся к возникновению и доминированию новой социальной структуры,экономических отношений и новой культуры, Россия стоит перед трудным выбором приоритета в удовлетворении социальных потребностей различных поколений. Исследователи процессов глобализации утверждают (с этим трудно не согласиться), что в эту новую жизнь, в этот новый мир не впишутся страны, не представляющие ценности и интереса с точки зрения динамики глобального капитализма.
Однако в современном мире существует и активно развивается другая тенденция – регионализация. Самоопределение региональных сообществ  существенным образом влияет на формирование государственной политики, что особенно ярко проявилось в новейшей истории России.
Регионализация – это сложный, многоаспектный и многофакторный феномен. Однако бесспорно то, что социальная сфера, социальная политика являются важнейшими составляющими политики как таковой, государственного управления. По Конституции 1993 года Российская Федерация является социальным государством (ст. 7) и каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях установленных законом (ст.39) .
Таким образом, социальная политика является важнейшим компонентом государственного управления. То есть, социальная политика оказывают значительное влияние на политическую, экономическую обстановку, управляемость региона и страны в целом.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в новейший период истории России в условиях качественного преобразования всех сторон общественной жизни возникла сложная и крайне противоречивая социально-экономическая ситуация. Период перехода от административно-плановой, централизованной экономики к рыночной, сопровождающийся существенными изменениями социальной структуры, формированием многообразия форм собственности, новых субъектов хозяйствования, выдвинул сложные задачи по преобразованию социально-трудовых отношений, поиску эффективных путей согласования интересов различных социальных групп, слоев, классов, развитию адекватной и сбалансированной социальной политики как важнейшего фактора политической и экономической стабильности государства в целом, регионов страны в частности.
Очевидно, что социально-экономические преобразования, проводимые в Российской Федерации в постсоветский период, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, социальной структуре общества.
В этот период формируется принципиально новый тип социально-трудовых отношений, характеризующихся принципиальными различиями главных, коренных интересов работников, работодателей и предпринимателей. Из-за экономических перекосов, инфляции, кризисов, безработицы часть населения страны оказалась за чертой бедности. Поэтому сейчас исследования социальных процессов, социальной политики государства, отдельных регионов является, несомненно, актуальным и значимым. В условиях становления новой социально-экономической, политической реальности общество заинтересовано в максимально эффективных механизмах реализации законных социальных прав и гарантий.
Объект социальной политики совпадает со структурами, входящими в социально-трудовую сферу, включая социальную защиту, оплату и охрану труда, социальное страхование, пенсионную систему, рынок труда, занятость и безработицу.
Тем самым очевидно, что социальная защита населения является важнейшим компонентом социальной политики государства. А сама социальная сфера является фундаментом общественной структуры, определяющей детерминантой жизни людей.
Таким образом, актуальность исследование заключается в следующем. Во-первых, социально-экономические преобразования, проводимые в России, определили кризисное состояние социальной сферы и вызвали значительное увеличение количества социально незащищенных слоев населения, демографические проблемы, нестабильность и недостаточность государственного финансирования социальных программ. Сложившаяся ситуация требовала от государства осуществления определенных мер, направленных на устранение возникших проблем, на формирование единой модели социальной политики в целом для создания условий достойного существования своих граждан. Исследование исторического опыта осуществления социальной политики и преодоления кризисной ситуации имеет особенное практическое значение. Несомненно, что проводить последовательную и эффективную социальную политику в условиях, когда субъекты данной политики обращают внимание лишь на развитие социального партнерства, культуру, образование – невозможно. Необходимо учитывать многоликость объектов социальной политики, и в первую очередь – объектов социальной защиты. Это особенно актуально в современных условиях.
Во-вторых, перераспределение полномочий от федерального центра к субъектам федерации позволило многие социальные вопросы решать самостоятельно на уровне краев, областей, автономных республик. Как представляется, функциональный анализ деятельности органов социальной защиты населения регионов – то есть непосредственных исполнителей, проводников осуществляемой правящими группами социальной политики – в том числе в контексте процессов регионализации в новейший период истории России, имеет несомненную научную и практическую значимость. Результаты изучения позитивного опыта развития органов социальной защиты и формирования социальной политики в регионе необходимо транслировать как на федеральный уровень, так и на горизонтальный – в субъекты Федерации.
В-третьих, современный период преобразований характеризуется активной законотворческой деятельностью и поэтапным совершенствованием социального законодательства в субъектах РФ, осуществляемым даже с опережающими темпами. Краснодарский край в этом смысле не стал исключением. Законодательство Краснодарского края направлено в большей степени на снижение социального неравенства, последовательное повышение уровня жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и более комплексно решает стоящие перед социальной защитой населения задачи.
Таким образом, исследование формирования системы органов соци-альной защиты населения Кубани и социального законодательства является актуальным, значимым и востребованным общественной практикой. Опыт Кубани будет востребован как на региональном уровне, так и на федеральном.  
Объект исследования – отношения, возникающие в сфере деятельности органов государственной власти по социальной защите населения, то есть установленных социальных гарантий и реализации оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей жизнеобеспечения личности, поддержки социально незащищенных слоев населения в Краснодарском крае в 1991-2004 гг.
Предмет исследования – анализ механизмов осуществления политики в области социальной защиты населения и его правового обеспечения в Краснодарском крае.  
Хронологические и географические рамки исследования. Изучение проблем социальной защиты населения Краснодарского края производится в период с конца 1991 г. по 2004/2005 г. включительно. Хронологические рамки охватывают период от распада СССР до социальной реформы 2004 г. ("монетизация льгот").
Степень изученности темы. Степень изученности аспектов функцио-нирования социальной политики в России в целом, и в регионах в частности отстает от потребностей современной общественной практики. Это не позволяет давать оперативные ответы на социальные запросы и принимать конструктивные политического решения по многочисленным актуальным вопросам. Среди них, прежде всего, необходимо выделить проблемы регионального законодательства, обеспечивающего социальные реформы, рынка труда, политики доходов, конъюнктурности решениями отдельных социальных задач, преодоления периодических финансовых кризисов, нарушения паритета отдельных видов социальных выплат, инфляции и индексации. Это совершенно новая проблематика, возникшая в новейший период, а именно с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году, в соответствии к которой в каждом субъекте Федерации появился свой региональный законодательный представительный орган государственной власти.
Вместе с тем история социальной работы в России – не новая тема в российском историческом познании. Обращение к более ранним исследованиям оправдано по нескольким причинам. Во-первых, в предшествующий период происходило вызревание аксиологических оснований для формирования основ современной социальной политики и социальной защиты, либо в форме преемственности, либо – отрицания. Во-вторых, согласно теории экономических циклов Кондратьева, процессы в сфере экономики, а значит и в социальной сфере, имеют обыкновение повторяться с определенной цикличностью. Поэтому структурный анализ форм и методов социальной защиты предшествующих периодов позволяет выработать методологию оценки качества современной социальной защиты, используя, например, сравнительно-исторический метод.   
Характерно, что процесс помощи и поддержки не был определён терминологически, его описание происходило в двух культурно- исторических парадигмах: общественное призрение, христианская благотворительность. Такие историки, как В.Н. Татищев, Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьёв используют к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия " нищелюбие", " милосердие".  Для последующих периодов ученые дали и светское понятие социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т.д.).
На рубеже XIX-XX в.в. складываются определенные области исторического познания общественной и частой помощи - история отдельных этапов посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения.  Дальнейшие изучения исторического опыта социальной помощи и защиты происходит уже в первые годы советской власти .
Условно можно выделить два периода в оформлении идей социальной поддержки. Первый - с начала 20-х и до конца 40-х гг. XX в., когда происходит сужение источников познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе. В 30-е и в последующие годы XX в. выводятся специфические экономические и социальные законы, на основе которых выстраивается теоретическая модель социального обеспечения и страхования.
Второй - с 50-х и до конца 80-х гг. XX в., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.
Основные теоретические вопросы первого периода связаны с пробле-мами организации социального обеспечения и социального страхования в обществе, уточнением дефиниций данных областей познания, отношением их к предшествующему научному наследию.
Появляются научные труды в области теории социального обеспечения и социального страхования. Среди них работы Н. Милютина, А. Забелина, Н. Вигдорчика, В. Яроцкого, З. Теттенборн и др . Именно с них начинается становление марксистско-ленинского подхода к социальному обеспечению и социальному страхованию.
Главные задачи в "переустройстве социального быта" Н. Милютин видел в организации социального обеспечения и охраны труда. Для разрешения этой задачи необходимо было развивать важнейшие виды социального обеспечения - пособия по случаю бедствий и безработицы, утраты трудоспособности, болезней, увечий, т.е. задействовать весь арсенал средств, разработанных в дореволюционное время, с учетом новых условий. Государство должно оказывать врачебную помощь, выдавать денежные пособия в размере заработка пострадавшего, "но не свыше суммы наибольшего заработка, допускаемого для рабочих той местности, где проживает лицо, получающее пособие" . В области пенсионного обеспечения закладываются принципы обеспечения по старости и по инвалидности, где сумма пенсий не должна превышать обычного заработка клиента. Социальное обеспечение детей рассмат-ривалось как вынужденная мера переходного периода, и основной заботой об институте детства становится социальное воспитание, куда должно войти и все содержание их. При этом ведущая роль в воспитании и содержании отводилась обществу. В области охраны труда предусматривалось "ограждение машин", "перестройка фабрик и заводов", сокращение рабочего дня на вредных производствах, организация инспекции труда .
Социальное обеспечение в социалистическом обществе осуществляется из средств, которые образовывались из "предметов производства". Это было значительным отличием от капиталистического социального обеспечения (оно шло за счет предпринимателей). Обоснование правильности этой идеи и дальнейшее ее развитие продолжается в работах и других исследователей. Так, А. Забелин развивает идеи государственного социального обеспечения. Он считает, что пролетариат ведет борьбу с социальной необеспеченностью, которая тесно связана с профессиональными рисками, постепенно преобра-зующимися в результате классовой борьбы в социальные риски. Именно эти вопросы должна отражать теория социального обеспечения. Опираясь на марксистско-ленинский подход о неизбежности классовой борьбы в капиталистическом обществе, он подчеркивает, что социальное обеспечение является одной из форм классовой борьбы, направленной на удовлетворение социальных потребностей пролетариата. С этих позиций ученый критикует теорию и практику общественного призрения. По его мнению, "призрение" - детище, господствующего ранее мелкого товарного производства… Особенность мелкотоварного производства заключается в том, что оно не требует сложного производства, и результаты производственной деятельности напрямую зависят от личностных качеств производителя, его "трудолюбия", "способностей", "бережливости". Такой способ производства повлиял как на право, так и на идеологию, когда бедность рассматривалась "как результат собственной вины", а в общественном сознании преобладает "индивидуалистический характер помощи". Развитие крупного производства обострило противоречия между пролетариатом и буржуазией и выдвинуло новую идеологию помощи – "социальное обеспечение". Являясь результатом классовой борьбы, "оно представляет определенную отрасль классовой политики". Вот почему А. Забелин предлагает общественное призрение заменить социальным обеспечением, которое в новых условиях должно осущёствляться государственной властью .
Исходя из основного экономического закона социализма, в 70-х - 80-х гг. ХХ в. социальное обеспечение рассматривается как "совокупность отношений, связанных с производством и распределением частей необходимого и прибавочного продукта в составе общественных фондов потребления" .  За небольшим исключением это определение отражает суть социального обеспечения как периода социалистического строительства в СССР, так и периода развитого социализма. Западноевропейский опыт социального обеспечения подвергается критике.
В конце XX-го века в России в связи с введением новой общественной профессии – социальная работа – появляется потребность в изучении её истории. Почему же социальная работа возникла в России не в начале ХХ столетия, как в странах Запада, а в его конце? Ответ на этот вопрос дает В.И. Курбатов. Он предлагает вспомнить, что начало ХХ в. в России "было отмечено повышенным интересом к политике, который отодвинул на второй план проблемы экономики и социальной сферы. Две войны (русско-японская и первая мировая), а также три революции принесли свои результаты – построение социалистического общества".  Исходя из этого, В.И. Курбатов выделяет две причины, по которым социальная работа не возникла в России в начале XX в. "Первая связана с "огосударствлением общественной жизни после октября 1917 г. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу обо всех гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений на ее осуществление". Деньги из бюджета тратились на оборону, на содержание бюрократического аппарата, а не на подготовку специалистов такого профиля.
Новая общественно-экономическая и политическая ситуация вызвала к жизни и новые парадигмы научного поиска. Так социентальные подходы в истории и теории социальной работы представлены в исследованиях Е. Холостовой и И. Зайнышева, которые считают, что "генезис социальной работы связан с социальными процессами, которые являются предметной областью социальной работы".
Деятельностный подход в истории и определении сущности социаль-ной работы представлен в работе Л. Гусляковой. Социальная работа определяется как разновидность социальной деятельности, как система социальной защиты, как деятельность государственных организаций и отдельных лиц по оказанию помощи, как деятельность по восстановлению и сохранению психоментальных и социентальных связей индивида со средой".  Проблемы, связанные с раскрытием понятий "социальная справедливость", с организацией управления социальной работой в России рассматриваются через исторический экскурс в работах В.И. Жукова, В.Е.Давидович, А.И. Лященко.
Свое отражение понятие "социальная работа" находит и в официаль-ных государственных документах. Так, в Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации дается следующее определение социальной работы: "…профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных задач, помогающих им в этом".
Вместе с тем на современном этапе нет единства в понимании сущно-сти самой социальной политики. Так С.А. Глотов отметил ряд спорных во-просов – установление конституционно-правовых основ социального госу-дарства и социальной политики, её дальнейшее законодательное обеспече-ние.  
Однако можно сделать вывод, что в настоящее время идет активная наработка метанарратива по проблематике в виде исследований отдельных вопросов, как то исследование государственного управления социальной защитой населения в советское время (В. И. Максимовский), диссертационные исследования Т. Анбрехта, В. Савостьянова, С. Соловьева, А. Хвостунцев, касающиеся отдельных вопросов государственного управления в сфере социальной защиты населения в условиях социально-экономического реформирования.  Вопросам социального расслоения российского общества посвящена и работа Б. Силбермана и М. Яновича.  Естественно, они не охватывают всего спектра существующих проблем.
Так на сегодняшний день практически отсутствуют исследования ре-гиональной направленности, что в полной мере относиться к истории становления, развития социальной работы, органов социальной защиты Кубани. Общие сведения, фактически констатирующие наличие таковых учреждений можно встретить в энциклопедических изданиях.  В некоторых современных исследованиях встречаются эпизодические упоминания о социальной работе в предшествующий период, опять-таки носящие скорее справочный характер, как, например, в работе Л.И. Дуровой.  
Контекстные упоминания встречаются в работах современных иссле-дователей. Так М.Ю. Макаренко обращается к социальной политике накануне Великой Отечественной войны в контексте анализа политики демографической.  Т.В. Ратушняк анализирует формы и методы борьбы с беспризорностью в 1920-30-е гг.   
Новейший период истории органов социальной защиты Кубани практически не освещен в историографии. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, в последние десять-пятнадцать лет социальная сфера постоянно находится в процессе реформирования, что не позволяет систематизировать и осмыслить факты действительности. И только после качественных изменений в 2004 году в реформе социальной сферы, переходу к новой модели социальной защиты ("монетизация льгот") стало возможным некоторое осмысление предшествующ0ей модели, поскольку появился материал для сравнения. Во-вторых, и это субъективная причина, традиционно историки обращаются к достаточного "удаленным" событиям, считая недавнее прошлое вотчиной политологов, социологов. Как пример можно указать работу В.Н. Петрова, в которой автор упоминает об оказании помощи мигрантам в крае на современном этапе в контексте исследования проблем миграции.  Поэтому мы располагаем зачастую лишь статьями в периодической печати, отражающими изменения, происходящие в период реформирования, основные итоги работы и перспективы дальнейших действий.  Назвать данные публикации историографией в полном смысле этого слова было бы не-верным, поскольку в большей степени это источник – материалы периодической печати. Вместе с тем на данном этапе данные публикации можно с известной долей допущения отнести к историографическим фактам.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что исследование проблематики социальной защиты в регионе на современном этапе является малоизученной темой, требует глубокого и всестороннего исследования.
Целью диссертационного исследования является анализ эволюции механизмов и форм социальной защиты населения Краснодарского края в 1991-2004 гг.
В соответствии с заявленной целью автор выделяет следующие задачи:
–проанализировать систему и структуру органов социальной защиты – непосредственных проводников, исполнителей решений в области социальной политики;
– исследовать историю становления и развития органов социальной защиты Кубани в исторической ретроспективе в контексте общероссийских тенденций;
– исследовать процесс становления и развития органов социальной защиты населения Кубани в современный период.
– проанализировать правовое обеспечение социальной политики в Краснодарском крае.
Источниковая база. При решении вопроса репрезентативности источниковой базы диссертант исходил из объективных условий и принципа достаточности. Естественной проблемой стала недостаточность архивных материалов. В годы Великой Отечественной войны значительный объем документов краевого архива был безвозвратно утерян. На современном этапе документы и материалы Администрации Краснодарского края, профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края – Комитет по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения – находятся в процессе обработки.
Так деятельность Законодательного Собрания Краснодарского края отражена в материалах Государственного архива Краснодарского края - фонд № Р-1862 за 1994—2002 годы. В опись фонда включены номенклатуры дел Законодательного Собрания Краснодарского края на 1995, 1996 годы, которые определяют комплекс документов, образующихся в процессе деятельности структурных подразделений. В 1999 году была проведена очередная экспертиза ценности, научно-техническая обработка и формирование дел фонда Законодательного Собрания Краснодарского края. Дела были внесены в раздел описи № 1 (продолжение) дел постоянного хранения за 1994—1995 (дополнение); 1997—1998 годы в количестве 91 единицы хранения.
В данных документах отражена внутриполитическая и социально-экономическая обстановка в крае, на Северном Кавказе и в Российской Фе-дерации за описываемый период. Вместе с тем формирование материалов фонда находится в процессе становления и полноценный анализ материалов фонда пока физически невозможен.
Важнейшим источником для исследования социальной политики, изучения процесса становления и развития органов социальной защиты населения является законодательство. Именно этот источник является основным при решении заявленных диссертантом поставленных цели и задач. В работе использованы разнообразные нормативно-правовые документы, определяющие как общегосударственную политику, так и отражающие региональную специфику (в Приложении 3 для удобства перечислены основные законы и положения по группам – направлениями социальной политики. Естественно, что правовое пространство Российской Федерации опирается на Конституцию и основные законы (кодексы, общефедеральные законы).  Данные нормативно-правовые акты закрепляют приоритеты государства в области социальной политики, позволяют оценить изменения механизмов её реализации, определяют социально значимые константы выраженные нормой закона.
Вторую группу источников составляют нормативно-правовые акты органов государственно власти Краснодарского края. Это Законы и Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края,  Постановления и распоряжения главы администрации Краснодарского края  и другие. В работе использовано более 120 краевых нормативно-правовых акта (отражены в Списке использованных источников и литературы). Это весьма разнообразный по содержанию материал, позволяющий проанализировать содержание социальной политики в крае, механизмы её осуществления, контроль за исполнением решений органов государственной власти, изучить процесс развития органов социальной защиты населения.  
Значительный интерес представляют тематические сборники нормативно-правовых актов, где собраны правовые нормы по направлениям социальной политики государства, что существенно облегчает работу исследователя.
В ходе исследовательской работы диссертанту удалось разыскать уникальный документ. Это Справка Комитета государственной безопасности СССР, из которой следует, что в 1930-е гг. в г. Краснодаре действовал детприемник под руководством Гречушкина Федора Семеновича, в который помещали детей репрессированных родителей (Приложение 4). Данное сообщение особенно ценно, поскольку архива самого деприемника не сохранилось. Мы можем констатировать как сам факт осуществления государством такого направления социальной помощи детям – фактическим сиротам 9насоклько это уместно говорить), так и оценить формы, методы проведения данной политики. Кроме того, сведения о руководителе данного учреждения позволяют в дальнейшем проводить изыскания по выявлению и анализу источников личного происхождения.
Именно к источникам личного происхождения относится интервью внука Мелещенко Анастасии Ивановны, заведующей краевым отделом социального обеспечения в 1938-1939 годах. (в работе)
Делопроизводственные материалы. Несомненную ценность представляют собой опубликованные доклады и сообщения, отражающие деятельность органов социальной защиты населения. Так Доклады заведующего отделом социального обеспечения Крайисполкома Шакина И.И, о работе отдела социального обеспечения Краснодарского крайисполкома за 1954 год дают зримое представление и о структуре органов социального обеспечения Кубани в исторической ретроспективе, о результатах работы по обеспечению социальных прав и гарантий граждан.  В новейший период данная информация содержится в тематических сборниках, выпускаемых Департаментом по социальной защите населения администрации Краснодарского края.    
Отдельную группу источников представляют собой материалы периодической печати. Этот источник является специфическим по своей природе. Периодическая печать реагирует на динамическую ситуацию современности, позволяет узнать о событиях, происходящих здесь и сейчас, в недалеком прошлом.  Вместе с тем, сведения периодики нуждаются в критическом подходе и проверке. Также следует учитывать, что статьи, написанные "на злобу дня" несут существенный субъективные заряд. Так, например, М. Зурабов в своей работе показывает успехи реформы, проводимой его ведомством, и подчеркивает свой личный вклад.  Тогда как публицист отражает тот зримый негатив, который неизбежен при проведении любой реформы и вызывает недовольство и отторжение.  Очевидно, что для адекватной, объективной оценки событий недавнего прошлого необходим некий период "карантина", своеобразной временной "отдаленности" исследователя от изучаемого явления, процесса, явления.
Вместе с тем именно материалы периодической печати позволяют проанализировать такие аспекты как мотивация "создателей" социальной реформы, оценить причины социального заказа того или иного мтаериала, критически оценить публицистику как источник информации – но и слухов, сплетен.
Интерес представляют и материалы, размещенные в глобальной ин-формационной системе Internet. Специфика данной формы размещения и хранения информации заключается в следующем. С одной стороны инфор-мационная сеть позволяет быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации. С другой – модераторы не несут ответственности за содержание размещаемых материалов, что создает дополнительную опасность ошибки. Кроме того, нередко материалы, размещенные на тематических сайтах ранее по различным причинам недоступны. Вместе с тем, этот ресурс позволяет ознакомиться с разнообразным материалом. Например, концепцией социальной политики государства, сведениями о Государственном комитете статистики,  биографическим данными интересующих лиц.
Методология. Для воссоздания целостности исторического процесса, процесса развития любого явления, то есть всех обстоятельств его возникновения и развития, использован историко-генетический метод, который предполагает последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. По логической природе историко-генетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации об исследуемой реальности – описательным. Данный метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности.  
Историко-сравнительный метод позволяет выявить общее и повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно отличное – с другой. Историко-сравнительный метод дает возможность выйти за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий прийти к широким историческим обобщениям и параллелям. Так как сравнение основывается на конкретных фактах, то данный метод менее описателен, чем историко-генетический. Несомненным достоинством метода является и возможность использования его в сочетании с другими.
При изучении любого явления большую роль играет процесс его развития во времени. Это возможно при использовании хронологического и его разновидности проблемно-хронологического методов, которые часто применяются в совокупности, дополняя друг друга. Для более успешного изучения тема разбивается на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.
Метод логического анализа позволяет подвергать достигнутый уровень развития исторической науки объективному научному изучению. Существует так называемый возвратный или ретроспективный анализ; суть его заключается в изучении процесса движения мысли исследователя от современности к прошлому, т.е. изучение элементов старого, сохранившегося в наши дни, и реконструкция на их основе событий и явлений, имевших место в истории. В то же время ретроспективный анализ предполагает и проверку выводов исторического исследования данными последующей исторической практики.
Историко-ситуационный метод предполагает оценку событий и явле-ний, исходя из реалий конкретно-исторической ситуации, что в известной мере оберегает исследователя от модернизма, предвзятости.
Данные методы позволяют исследовать явление в динамике его развития, выявить характерное и особенное, провести сравнительный анализ со сходными процессами в других регионах, временных отрезках.
В целом в работе применен комплекс методов научного познания: диалектического, исторического, системного; частнонаучных методов, как, например, формально-юридического; а также специальных методов: сравнительно-право¬вого, социологического, методов статистического наблюдения, математические методы. В частности при сравнительном анализе динамики изменения прожиточного минимума в Краснодарском крае с таковой динамикой в целом по России, использовался корреляционно-регрессионный анализ.  
Использование всех вышеуказанных методов опирается на принципы историзма, объективности и системности, составляющие  методологическую основу исследования. Принцип историзма рассматривается и как принцип познания, и как система мышления. При руководстве указанным принципом автор стремится к объективности, всесторонности изучения предмета исследования в контексте исторической эпохи и взаимосвязи с соседствующими явлениями, событиями и процессами.
Принцип объективности напрямую связан с историзмом, и означает свободу исследователя от каких-либо религиозных, национальных, идеологических и др. установок. Исходя из этого, исследователь стремится максимально приблизить воспроизводимый образ исторической действительности к реальным фактам и событиям, имевшим место в прошлом.
Следуя принципу системности, исследователь стремится рассматривать все явления, события и процессы прошлого как элементы единой системы.
Научная новизна работы состоит в следующем:
– впервые представлено системное исследование становления и развития органов социальной защиты населения в постсоветский период на территории Краснодарского края;
– исследована история развития органов социальной защиты Кубани;
– проанализирован процесс становления и развития органов социальной защиты Кубани на современном этапе в соответствии с целями и задачами государственной социальной политики на федеральном и регионально уровнях;
– представлен комплексный анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов, определяющих политику государства в вопросах социальной защиты населения;
–   введены в оборот ранее неизвестные источники;
– представлены анализ и интерпретация уже известных источников и литературы в соответствии с используемой методологией, целями и задачами диссертационного исследования.
Положения, выносимые на защиту. В результате предпринятого исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны такие положения, как:
1. Реформаторская социальная политика 1991-2004 гг., ориентированная на доступность социальных благ, может быть реализована только на основе повышения доходов населения при изживании дефицитности социальных благ.
2. На сегодняшний день сложилась многоуровневая система органов социальной защиты населения, состоящая из федеральных, региональных, муниципальных органов, которые обладают необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по осуществлению социальной защиты населения.
3. Динамика развития органов социальной защиты Краснодарского края в новейший период показывает, что система социальной защиты Кубани зависит от динамики развития социальной политики на федеральном уровне.
4. Реформа сферы социальной защиты, начатая в конце 2004 года, фактически продолжается по настоящее время. Анализ деятельности в 2005 г. показывает, что произошло только изменение объема и способа предоставления социальной защиты субъектам социальной политики, что является скорее реформой межбюджетных отношений, а не сферы социальной защиты.
5. В деятельности органов социальной защиты Краснодарского края остаются  направления, формы и методы работы, характерные для предшествующих периодов – снижение задолженности по заработной плате; охрана труда и снижение производственного травматизма; заключение коллективных договоров; оказание социальной поддержки  региональным льготникам (ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий) и пр. Эти формы социальной защиты населения отличают такие характеристики как проектное планирование и высокая степень адресности помощи, оказываемой в рамках программ,  что обеспечило им эффективность и устойчивую поддержку со стороны краевых властей.
6. Последовательное рассмотрение эволюции краевого законодательства в области социальной защиты различных категорий населения с учетом тенденций, определявшихся федеральными нормативными актами, позволяет утверждать, что в большинстве случаев  данная эволюция проходила в направлении усложнения самой формы нормоустанавливающих документов – от отдельных распоряжений и постановлений – к краевым законам.
7. Впервые в Краснодарском крае на законодательном уровне государственные гарантии оказания социальной помощи были распространены на такую специфическую группу социально незащищенных лиц как беженцы и переселенцы.
8. В новых условиях перед законодателем стоит задача сохранить и повысить достигнутый на предыдущих этапах уровень социальной защищенности различных социальных слоев, не допуская при этом нарушения или умаления прав человека и гражданина.
Теоретическая и практическая значимость. Практическая значимость диссертационного исследования вытекают из необходимости взаимодействия новых организационных структур, уточнения их компетенции, очерчивания их функций, форм и методов работы, определения рациональной модели государственного управления социальной защитой населения. Материалы и выводы настоящего исследования могут оказаться полезными для учебного процесса и преподавания специальных учебных курсов. Предложения, рекомендации могут найти применение в процессе нормотворчества и практической деятельности органов государственной и муниципальной власти.
Апробация результатов исследования. Основные научные и практические итоги диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях. Основные положения диссертации были опубликованы…..
Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. В основу структурирования материала положен проблемно-хронологический принцип – в каждой главе и параграфе анализируется проблема в хронологическом ее развитии. Диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Введите Ваш e-mail:
Введите Ваш пароль:
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.

Назад