Современный молодежный жаргон (на материале анкет учащихся Славянского сельскохозяйственного техникума)
53 страницы
Введение
ГЛАВА I. Проблема изучения современного молодежного жаргона
1.1. Молодежный жаргон как социолект современного русского языка
1.2. Изучение молодежного жаргона в русистике
1.3. Современный молодежный жаргон: функциональный аспект
1.4. Тематические группы молодежного жаргона
ГЛАВА II. Лексический состав молодежного жаргона (на материале анкет учащихся Славянского сельскохозяйственного техникума)
2.1. Обоснование методики исследования
2.2. Результаты анкетирования
2.3. Лексические особенности молодежного жаргона (на материале анкет учащихся Славянского сельскохозяйственного техникума)
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Введение
Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка.
Специфика нынешнего состояния языковой ситуации в России в том, что подавляющее большинство изменений в языке связано с изменениями в обществе, точнее, основные изменения в языке и общении являются прямым следствием общественных изменений. Современная языковая ситуация в России предоставляет в распоряжение исследователя богатые возможности для того, чтобы выявить и описать социальные факторы и процессы, формирующие на современном этапе развития основные направления изменений в русском языке [Стернин 1996:84-85; 1996:8; 2000; Стернин, Попова 1996].
Происходит перестройка в системе форм существования русского языка. Устная форма существования языка на данном этапе развивается интенсивнее, чем письменная, возрастает роль устной формы существования языка, расширяются ее функции. Интенсивные процессы происходят во второстепенных формах существования языка - жаргонах. Жаргоны (молодежный, музыкантский, уголовный) активизируются в структуре общения, возникают новые жаргоны - коммерческий, компьютерный.
Отношение к жаргону как языковому явлению в современном языкознании неоднозначно. Одни исследователи считают, что жаргонизмы «очень неустойчивы и являются приметой определенного времени, поколения» [Береговская 1996:40], поэтому жаргон нужно рассматривать как второстепенное языковое явление, не оказывающее значительного влияния на развитие языка в целом; «... в большинстве своём жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей» [Борисова 1987:27].
Диаметрально противоположную точку зрения отстаивает B.C. Елистратов, доказывающий, что «...существуют тысячи, десятки и сотни тысяч различных арго, которые не имеют между собой никаких чётких, определённых границ ни во времени, ни в пространстве, ни в социальной иерархии, ...арго отражает культуру в её динамическом развитии, ...арго - это черновик будущей культуры» [Елистратов 1994:592]. Схожее мнение высказывает Л.П. Крысин: «Для большинства современных индустриальных обществ не характерна жёсткая дифференциация языка на более или менее замкнутые, самодостаточные подсистемы: социально и культурно обусловленные разновидности единого национального языка постоянно влияют друг на друга...» [Крысин 1989:45].
Тем не менее, и на сегодняшний день в современной лингвистике не решён в полной мере вопрос о взаимодействии просторечной, жаргонной лексики и литературного языка, так как «большая часть работ, посвященных этой проблеме, скорее констатирует наличие разных подсистем в национальном русском языке, нежели детально описывает каждую из них» [Крысин 1992:97].
Анализ значительного количества публикаций, посвящённых разработке проблем молодежного жаргона, свидетельствует, о том, что теория социолектов представляет собой и сегодня достаточно амбивалентное исследовательское поле, интегрирующее множество дискуссионных вопросов, ожидающих своего решения.
Объектом исследования является молодежный жаргон, его специфика, функциональные и лексические особенности.
Предмет исследования – лексика молодежного жаргона учащихся Славянского сельскохозяйственного техникума (г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край) как основа коммуникативного поведения представителей данного языкового сообщества.
Актуальность предпринятого исследования определяется следующими современными императивами: необходимостью перехода на более высокий уровень теоретического осмысления национально-культурной специфики коммуникативного поведения молодежи, нежели тот, который был достигнут к концу 90-х годов прошлого века; потребностью в систематизации и обобщении многочисленных эмпирических данных об особенностях молодежного жаргона; недостаточной разработанностью описания регионального своеобразия лексики молодежного жаргона.
Целью исследования является исследование лексико-семантических групп в структуре молодежного жаргона (на материале анкет учащихся Славянского сельскохозяйственного техникума).
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
• определить понятия «социолект», «молодежный жаргон»;
• рассмотреть современные научные подходы к изучению молодежного жаргона;
• исследовать специфику лексики молодежного жаргона (на материале анкет учащихся Славянского сельскохозяйственного техникума).
В качестве материала для исследования использовались теоретические и практические источники, посвящённые проблематике молодежного жаргона; данные анкетирования с носителями данного социолекта, материалы словарей молодежного жаргона.
В работе использованы методы анализа научных источников, сопоставительного анализа, а также приёмы анкетирования.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных результатов в теоретико-лингвистических курсах в вузе и школе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (47 источников), трех приложений.