РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ БЕСЕД О КРАСОТЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (II)
59 страниц
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и методической литературе………………………………………………………...6
1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных связей; психологические основы художественного восприятия……………………….6
2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы межпредметных связей………………………………………………………….14
2.1. Дидактические требования к межпредметному уроку………………17
3. Использование художественного творчества детей на уроках развития речи……………………………………………………………………………….18
Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической
периодике………………………………………………………………………...23
Глава III. Педагогическое исследование……………………………………….32
1. Констатирующий эксперимент………………………………………………32
2. Формирующий эксперимент…………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………...…59
ВВЕДЕНИЕ
Система уроков развития речи — один из основных элементов общего
языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным
произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной
подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об
эмоциональной «глухоте». Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.
Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших школьников.
Наше исследование посвящено изучению взаимосвязи развития речи и
художественного творчества младших школьников.
Цели исследования:
1) выявить эффективные условия для обучения, развития и воспитания
младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации
взаимосвязи с изобразительным искусством, а именно, при использовании
художественного творчества детей;
2) определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.
Изучение уровня развития речевых умений при обучении детей с
использованием элементов изобразительного творчества на уроках развития
речи явилось предметом настоящего исследования.
Основным методом исследовательской работы был педагогический
эксперимент.
Кроме того были использованы другие методы:
1. изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике,
русскому языку и литературе;
2. изучение и анализ научно - методической литературы;
3. наблюдение за детьми;
4. анализ детских работ.
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным позволили сформулировать гипотезу исследования: использование на уроках развития речи элементов художественного творчества позволит повысить уровень развития речевых умений у детей.
Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи
исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;
2. раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи;
3. выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на таких уроках художественного творчества детей;
4. определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции;
5. проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Экспериментальная работа проводилась на примере использования
изобразительного творчества детей (тематических рисунков) при работе над
сочинениями-описаниями и проходила во 2 классе МОУ СОШ № 43 х.Бараниковского Славянского района. В эксперименте принимало участие 27 учеников. Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий.