РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ БЕСЕД О КРАСОТЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
34 страницы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические проблемы использования межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………….………...6
1.1. Психологические основы межпредметных связей…………………………6
1.2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы межпредметных связей……………………………………………………….…13
1.3. Методика проведения уроков с межпредметной связью в развитии коммуникативных умений………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальная работа…………………………………………...21
2.1. Работа по выявлению коммуникативных умений младших школьников………………………………………………………………………21
2.2. Работа по формированию коммуникативных умений младших школьников………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………...…34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Система уроков межпредметной связи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача педагога - соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.
Использование на уроках художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип межпредметной связи так же позволит повысить уровень развития коммуникативных умений у младших школьников.
Мое исследование посвящено развитию коммуникативных умений младших школьников в ходе бесед о красоте окружающего мира и произведений изобразительного искусства.
Предмет исследования – педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников.
Объект исследования – формирование коммуникативных умений в ходе бесед о красоте окружающего мира и произведений изобразительного искусства.
Цель исследования: определить особенности восприятия детьми данного типа межпредметной связи.
Изучение уровня развития коммуникативных умений в ходе бесед о красоте окружающего мира и произведений изобразительного искусства явилось предметом настоящего исследования.
Основным методом исследовательской работы был педагогический
эксперимент.
Кроме того были использованы другие методы:
1. Изучение и анализ научно - методической литературы;
2. Наблюдение за детьми;
3. Анализ детских работ.
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников в ходе бесед при помощи реализации взаимосвязи с окружающим миром позволили сформулировать гипотезу исследования: использование на уроках элементов художественного творчества позволит повысить уровень развития коммуникативных умений у детей.
Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи
исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития коммуникативных умений при помощи реализации взаимосвязи с окружающим миром;
2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации межпредметного подхода на уроках изобразительного искусства;
3. Выявить уровень развития коммуникативных умения детей в ходе бесед о красоте окружающего мира и произведений изобразительного искусства;
4. Определить особенности восприятия детьми данного типа межпредметной связи;
5. Проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа № 43 х.Бараниковского Славянского района. В эксперименте принимало участие 27 учеников. Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы (30 источников) 2 таблицы и 6 схем.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется объект, предмет, излагается цель и задачи работы, гипотеза исследования, методы исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Психолого-педагогические проблемы использования межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе; психологические основы межпредметных связей; методологическое и теоретическое обоснование проблемы межпредметных связей; методика проведения уроков с межпредметной связью в развитии коммуникативных умений».
Во второй главе «Экспериментальная работа; работа по выявлению коммуникативных умений младших школьников и работа по формированию коммуникативных умений младших школьников».
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; намечены направления в дальнейшей работы.