ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломная работа - 99 страниц
Презентация - 11 слайдов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….... |
3 |
1 Эстетическое воспитание младших школьников как психолого–педагогическая проблема………………………………………………….. |
8 |
1.1 Теоретические основы проблемы эстетического воспитания младших школьников………………………………………………….. |
8 |
1.2 Специфика формирования эстетической воспитанности в младшем школьном возрасте…………………………………………………….. |
16 |
1.3 Формы и методы эстетического воспитания младших школьников средствами искусства………………………………..….. |
23 |
2 Организация экспериментального исследования по формированию эстетической воспитанности младших школьников …………………….. |
32 |
2.1 Методики диагностирования и мониторинг эстетической воспитан–ности младших школьников…………………………………………… |
32 |
2.2 Цикл форм и методов работы по формированию эстетической воспитанности младших школьников средствами искусства на уроках художественного цикла (музыки, изобразительного искусства)……………………………………………………………….. |
43 |
2.3 Реализация цикла форм и методов эстетического воспитания младших школьников средствами искусства ……………………….. |
54 |
Заключение……………………………………………………………………... Список использованных источников..………..………………………… …… Приложение А Диагностические методики для проведения исследования. Приложение Б Критерии и показатели сформированности эстетической воспитанности………………………………………………….. Приложение В Результаты констатирующей диагностики школьников… Приложение Г Комплекс занятий по формированию эстетической воспи-танности младших школьников………………………………. |
60 62 69
74 76
78 |
Целью настоящего исследования явилось выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания, изучение влияния созданных педагогических условий на успешное формирование эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: формы, методы, средства искусства, используемые в эстетическом воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание будет эффективным, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезами были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства;
- определить специфику формирования эстетической воспитанности в младшем школьном возрасте;
- разработать и апробировать систему уроков художественного цикла: музыки, изобразительного искусство с введением элементов искусствоведения;
- оценить эффективность проведенной работы по формированию эстетической воспитанности младших школьников средствами искусства.
– для изучения эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста применялась методика Л. В. Школяр «Выбери музыку» (Приложение А);
– исследование способности к эстетико – предметной творческой деятельности детей проводилось с помощью методики Л. В. Школяр «Сочиняю музыку» (Приложение А);
– для оценки уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности был использован художественно - экспрессивный тест (автор Л. В. Школяр) (Приложение А);
– исследование особенностей эстетического отношения детей к художественному произведению проводилось с помощью теста «Громкий -тихий» авторов Е. Торшиловой и Т. Морозовой (Приложение А).
База исследования: х. Бараниковский Славянского района Краснодарского края, МБОУ СОШ № 43. В исследовании принимали участие ученики 3 «А» в количестве 28 человек и ученики 3 «Б» класса в количестве 25 человек.Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения; двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа проиллюстрирована 4 аблицами