ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
95 страниц
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …………………………………………………………7
1.1. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности старшеклассника………………………………..............................................7
1.2. Ценностно-ориентационные особенности старшеклассников…………23
1.3. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности ……………...................................29.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ........41
2.1. Организация и методика исследования .......................................................41
2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций старшеклассников .43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……… 59
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..…… 70
ВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, анализ научных источников показал отсутствие единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией, что говорит о многоплановости данного понятия в современной науке; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов.
За последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов старшеклассников произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности.
Актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций молодежи из полных и неполных семей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура и формирование ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и не полных семей.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» [31].
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [47].
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Таким образом, социальная значимость нашего исследования обусловила выбор темы квалификационной работы: «Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей».
Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей.
Объектом исследования являются процесс формирования ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей.
Предмет исследования – формы и методы выявления особенностей ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей в средней общеобразовательной школе.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что существуют различия в системе ценностных особенностей старшеклассников в полных и неполных семьях. Старшеклассники из неполных семей в большей мере ориентированы на ценности социальной успешности и тип универсальных ценностей - самостоятельность, а старшеклассники из полных семей на ценности автономности и ценностный тип власть. Наша гипотеза подтвердиться, если:
1. Будет выполнен анализ научной и психологической литературы, с целью ее систематизации и выявления основополагающих сведений в области формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
2. Проведена систематизация теоретической литературы и изучены иерархии ценностных ориентаций учащихся старших классов из полных и неполных семей.
3. Выявлены типы «универсальных ценностей» учащихся старших классов из полных и неполных семей и выполнена сравнительная характеристика особенностей ценностных ориентации у старшеклассников из полных и неполных семей.
4. По результатам экспериментальной работы, направленной на выявление особенностей в процессе формирования ценностных ориентаций у учащихся старших классов из полных и неполных семей, получены положительные результаты.
Для достижения поставленной цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
1. Выполнить анализ психологической литературы, посвященной проблемам исследования влияния семейного воспитания на формирование структуры ценностных ориентаций старшеклассников.
2. Провести изучение иерархии ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей.
3. Выявить тип «универсальных ценностей» старшеклассников из полных и неполных семей, выполнить сравнительную характеристику особенностей ценностных ориентации у старшеклассников из полных и неполных семей.
4. Провести экспериментальную работу по выявлению особенностей в процессе формирования ценностных ориентаций у учащихся старших классов из полных и неполных семей и получить положительные результаты.
В работе были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования,
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича,
3. Тест «Осознанность жизненных целей», автор Е. Карапешта,
4. Опросник «Универсальные ценности» Ш. Шварца
5. Сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов.
Исследование проводилось среди учащихся 10-11 классов МОУ СОШ № города Славянска-на-Кубани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дан анализ теоретико-методологических особенностей ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей.
Научная новизна исследования определяется тем, что выделение условий и особенностей, влияющих на становление ценностных ориентаций старшеклассников в полных и неполных семьях, может способствовать наиболее эффективной коррекционной и развивающей деятельности педагога и психолога со старшеклассниками из семей данной категории.
Практическая значимость исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами, в работе с подростками из обычных и проблемных семей, а так же специалистами по социальной работе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.