ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на материале определений)
71 страница
Введение 3
Глава I. Лингвометодические основы изучения определения как второстепенного члена предложения в начальной школе 9
1.1. Понятие об определении как второстепенном члене предложения в современной синтаксической науке 9
1.2. Анализ программно-дидактического обеспечения начальной школы по теме: "Второстепенные члены предложения, отвечающие на вопрос какой?, какая?, какие?" 12
1.3. Изучение определения как часть методической системы работы над формированием синтаксического понятия «второстепенные члены предложения» 14
1.4. Виды работ с второстепенными членами предложения на уроках русского языка в начальной школе 18
1.5. Определение и другие члены предложения в синтаксическом анализе предложения 28
Глава II. Описание опытно-экспериментальной работы по формированию основного синтаксического понятия «второстепенные члены предложения» в процессе изучения определения на уроках русского языка в начальной школе 31
2.1. Констатация знаний учащихся начальных классов об определении как второстепенном члене предложения 33
2.2. Формирование навыка работы с определением как второстепенным членом предложения на уроках русского языка в начальной школе 36
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 61
Заключение 66
Список использованной литературы 68
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Мы говорим о синтаксисе тогда, когда, с помощью морфологии, конкретное слово соединяется с конкретным содержанием. В настоящее время школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения, описанной еще в первых русских грамматиках. Причем более пристальный взгляд в прошлое обнаруживает, что основные положения этой теории разработаны еще античными исследователями языка.
На определенном этапе развития языковой науки, грамматика делилась на две части – синтаксис и морфологию. Именно тогда было разработано учение о членах предложения. Поэтому, в сложившейся практике преподавания, теория членов предложения так неразрывно связана с морфологией.
Усвоение синтаксиса во всех звеньях школы вызывает определенные трудности, которые усугубляются использованием грамматических терминов. Результаты проведенного нами анализа выявили необходимость в проведении обучающих упражнений, направленных в значительной степени на решение коммуникативных задач. Часто в школах преподавание грамматики ограничивается лишь изучением правил, однотипными упражнениями, применяя которые учащийся не совсем уверен в практической пользе того, что он выполняет. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.
Язык является обязательным элементом гуманитарной культуры, важнейшим средством человеческого общения. Изучение и знание грамматических особенностей русского языка необходимо для осознания учащимися языковых явлений, формирования их языковой и лингвистической компетенции, коммуникативных умений, совершенствования общей речевой культуры. Однако развивающие возможности русского языка, в частности синтаксиса, не в полной мере реализуются в современной школе, и, как следствие, учащиеся демонстрируют низкий уровень сформированности грамматических умений и навыков. В методической системе преподавания русского языка постоянно ведутся поиски путей совершенствования различных аспектов изучения синтаксиса, так как в системе грамматических понятий, которые изучаются в школе, одно из важнейших мест занимают именно синтаксические понятия. К их числу многие лингвисты (В.В. Виноградов, А.М.Пешковский, Г.А. Золотова, П.А. Лекант, В.В. Бабайцева, Т.П. Ломтев) и методисты (М.Р. Львов, Г. Мисаренко, Н. Перцова, Г.А. Фомичева, и др.) относят, прежде всего, понятия «предложение», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», в силу того, что работа с данными понятиями на уроках русского языка имеет большое значение для развития речи школьников
Понятие является самым важным инструментом познания человеком окружающей действительности и самого себя. Овладеть понятием – значит, и осознать слово, которое его обозначает, и уяснить содержащийся в нём смысл. Иметь понятие о чём-либо – значит, уметь воспроизводить его содержание в своём сознании. Квалифицируя любое понятие, необходимо четко различать то, что называется гносеологическим понятием, которое возникло в науке в процессе ее развития и должно быть усвоено всеми учащимися, и понятие психологическое, которое на определенном этапе его усвоения становится знанием того или иного ученика. Понятие – одна из высших форм отражения действительности, которая раскрывает не только сущность предметов и явлений, но и их дифференциальные признаки и характерные свойства. Как термин «понятие» обозначает обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов или явлений. Данное определение применимо и к грамматическим понятиям, поскольку им принадлежат общие свойства, характеризующие понятия других учебных предметов.
Актуальность проводимого нами исследования обусловлена:
1) отсутствием в методике целостной системы работы над понятием «определение» в системе изучения второстепенных членов предложения в начальной школе; 2) важностью сохранения преемственности в получении синтаксических знаний и умений с учетом целей каждого этапа обучения;
– слабым уровнем осознанности учащимися лингвистических сведений об основных синтаксических понятиях и неумением использовать эти сведения на практике; 3) необходимостью усвоения синтаксического понятия «второстепенные члены предложения» на основе использования знаний об одной из главных единиц синтаксиса – предложении.
Как известно, в традиционной системе обучения изучению определения как второстепенного члена предложения авторы программы уделяют недостаточное количество времени, в связи с чем и возникают трудности у учащихся в процессе его изучении. Лишь развивающая система обучения ориентирована на раскрытие понятия определения как второстепенного члена предложения. Сложность данной темы связана еще и с недостаточной разработанностью методов и приемов изучения определения младшими школьниками в начальной школе.
Объект исследования определен его темой: процесс формирования лингвистической и речевой компетенции учащихся начальных классов при усвоении синтаксического понятия «второстепенные члены предложения». Предмет исследования составили методические основы системы обучения учащихся начальных классов синтаксису второстепенных членов предложения.
Цель исследования – создать теоретически и методически обоснованную систему заданий и упражнений, направленную на формирование синтаксического понятия «второстепенные члены предложения» на основе изучения определения на уроках русского языка в начальной школе.
В процессе изучения темы, определения объекта, предмета и цели исследования мы опирались на следующую гипотезу: эффективность и результативность формирования у учащихся синтаксического понятия «второстепенные члены предложения» значительно повысятся, если создать комплекс заданий и упражнений, направленных на усвоение дифференциальных признаков второстепенных членов предложения на разных этапах работы с ними и на повышение уровня лингвистической и речевой компетенции учащихся.
Цель и гипотеза проводимого нами исследования определили решение следующих задач:
1. Провести анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы для определения теоретических основ исследования.
2. Изучить состояние проблемы усвоения учащимися начальной школы синтаксического понятия «второстепенные члены предложения» в соответствии с достижениями современной лингвистики, педагогики и методики русского языка.
3. Определить состояние синтаксических знаний и умений учащихся о второстепенных членах предложения, в частности определения, до начала формирующего этапа экспериментальной работы.
4. Разработать и использовать в практике обучения систему заданий и упражнений, направленных на усвоение дифференциальных признаков второстепенных членов предложения (определения) в процессе формирования основных синтаксических понятий.
5. Провести экспериментальную проверку предлагаемой системы работы и проанализировать её результаты.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования по лингвистике (В.В. Виноградов, A.M. Пешковский, Г.А. Золотова, П.А. Лекант, Т.П.Ломтев и др.), психологии и педагогике (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский и др.), методике преподавания русского языка в начальной школе (М.Р.Львов, Т.Г. Рамзаева, Г.А. Фомичева и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– теоретические (анализ лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме дипломного исследования);
– педагогические (анализ действующих учебников русского языка, тестирование, количественный и качественный анализ письменных работ учащихся);
– экспериментальные, или практические (наблюдение за ходом учебного процесса, отбор и накопление данных, констатирующий и контрольный срезы);
– сравнительно-сопоставительный анализ результатов экспериментальной работы.
Экспериментальной базой исследования послужил 3 «А» класс СОШ № 12 ст. Новониколаевской.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе изучалась и анализировалась специальная лингвистическая, методическая и психолого-педагогическая литература; определялось состояние исследуемой проблемы в теории и практике обучения синтаксису в начальной школе; была сформулирована рабочая гипотеза, определены цель и задачи исследования.
На втором этапе был проведён констатирующий этап эксперимента с целью выявления уровня синтаксических знаний и умений учащихся третьего класса об определении как второстепенном члене предложения.
На третьем этапе разрабатывалась система заданий и упражнений, направленных на формирование синтаксического понятия «второстепенные члены предложения»; организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа, уточнялась гипотеза исследования, осуществлялась апробация и внедрение разработанной системы в практику обучения.
На четвёртом этапе были проанализированы и обобщены результаты проведённого исследования.