Изучение предлогов в аспекте формирования орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
44 страницы
Введение ....................................................................................... 3
Глава 1. Лингвометодические основы изучения предлогов в начальной школе .............................6
1.1. Служебные части речи как лексико-грамматические классы слов ………......................6
1.2. Особенности изучения предлогов в младших классах……………………………………………… 9
1.3. Служебные части речи: программное обеспечение раздела ………………………………………… 13
1.4. Грамматико-орфографическая работа при изучении служебных частей речи в начальной школе………………………………………………… 16
Глава 2. Работа по совершенствованию орфографических навыков в процессе изучения предлогов в начальной школе …………………26
Заключение ...................................................................................... 42
Список использованной литературы …………………….. 44
Актуальность исследования. Исследования последних двух десятилетий по психологии, дидактике и методике позволили определить условия, при которых познавательная деятельность учащихся на уроке совершается более успешно. Доказано, что на усвоение знаний огромное влияние оказывают такие факторы, как активность учащихся в процессе обучения, заинтересованность в приобретении знаний, осознанность действий, развитие творческих способностей, дифференциация знаний и т.д. Огромную значимость в этом отношении приобретают грамматико-орфографические уроки. Суть их должна заключаться не только в том, чтобы обогатить и разнообразить речь ребенка, но и в том, чтобы быть направленной на развитие его личности в целом: развитие познавательных интересов, умственных способностей, знаний об окружающем мире, взаимосвязи предметов и явлений в нем. В этом отношении изучение знаменательных и служебных частей речи на начальном этапе обучения становится особенно значимым.
Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый большой: этому разделу в программах 2-4 классов отводится свыше 200 часов, т.е. почти половина всех часов, отводимых на изучение грамматики и правописания в этих классах. Служебные же слова как часть речи изучаются в минимальном объеме: правописание предлогов, сравнение предлогов и приставок, правописание частицы "не" с глаголами, союзная связь однородных членов в простом предложении и между частями сложного предложения.
Несмотря на небольшой объем, изучение служебных слов имеет большое развивающее значение. В силу их лексической и грамматической роли в предложение именно служебные слова более всех частей речи способствуют формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления. Учёные-теоретики и учителя-практики уделяют этой теме особое внимание, так как на настоящем этапе развития лингвистики идёт смена исходных лингвистических платформ. Смена лингвистических концепций естественно сказывается на всей организации обучения русскому языку: на его содержании, используемых приёмах, на различных видах упражнений
Об актуальности изучения служебных слов в начальной школе свидетельствует значение служебных слов для развития логики и абстрактного мышления младших школьников. Трудности в усвоении служебных слов в курсе русского языка не менее важный аргумент в целесообразности их изучения в начальных классах.
Объектом исследования является совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение младшими школьниками единиц языка в процессе их функционирования.
Предметом нашего курсового исследования является процесс формирования грамматико-орфографических навыков при изучении предлогов на уроках русского языка в начальной школе.
Целью исследования является разработка системы заданий и упражнений, направленной на формирование грамматико-орфографического навыка при изучении служебных частей речи в начальной школе.
В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что формирование грамматико-орфографических навыков при изучении служебных частей речи учащимися начальных классов окажется наиболее эффективным при целенаправленном подходе, учитывающем неразрывный характер грамматических признаков служебных частей речи и их орфографических особенностей.
Предмет, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
– провести проблемный анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы, а также действующих программ и учебников начальной школы по русскому языку;
– отобрать и обосновать объем и содержание учебного материала, наиболее целесообразного в рамках достижения обозначенной цели;
– разработать и использовать на практике систему уроков по заявленной теме исследования.
Методологическую основу исследования составили основополагающие положения о диалектическом единстве языка и мышления, о роли языка во всестороннем развитии личности.
В процессе работы мы руководствовались следующими методами: теоретический анализ проблемы; целенаправленное наблюдение за процессом обучения учащихся в период изучения служебных частей речи; анализ действующих программ и учебников по русскому языку для начальной школы.
Базой для проведения исследования послужил 3 "А" класс СОШ № 3 г. Славянска-на Кубани.
Курсовое исследование имеет и определенную практическую значимость: материал экспериментальной части может быть использован на уроках русского языка в 3 классе, обучающемся по традиционной системе, при изучении служебных частей речи.