ИССЛЕДОВАНИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
56 страниц + презентация 14 слайдов
Введение: 4
Глава I. Основные направления контроля физической подготовленности учащихся
1.1. Предпосылки использования систем контроля в физическом
воспитании 9
1.1.1. Важность и необходимость оценки физического развития 12
1.1.2. Концепции физической подготовленности 13
1.2. Критерии оценки здоровья 14
1.2.1. Тестирование учащейся молодежи в России 17
1.2.2. Важность и необходимость оценки здоровья 18
1.2.3. Индивидуализация оценки уровня здоровья 21
1.2.4. . Прогностический аспект комплексного применения систем автоматизированного контроля в управлении физическим воспитанием учащихся 23
1.3. Проблемы физического воспитания в школах 25
Заключение по главе 29
Глава II Методы исследования
2.1. Тестирование уровня физической подготовленности 31
2.2. Тестирование уровня здоровья 33
2.3. Статистическая обработка полученных данных 34
2.4. Организация исследования 36
Глава III Анализ результатов исследования
3.1. Анализ физической подготовленности школьников 38
3.2. Анализ здоровья школьников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЛИТЕРАТУРА 53
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена значительным отставанием физической подготовленности учащихся от должного уровня состояния, что определяет взаимозависимость здоровья и образовательную деятельность. Согласно научным данным, более 50% учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья (В.Г. Щербаков, В.К. Бальсевич, 2002).
В деятельности средних образовательных учреждениях сложилась практика определения состояния здоровья и физического развития учащихся путем проведения ежегодных медицинских осмотров с использованием клинических показателей и антропометрических данных, включающих: вес, рост, окружность грудной клетки, пульс, артериальное давление и так далее (С.В. Хрущёв, 1980).
Ухудшение уровня физической подготовленности учащихся и, следовательно, соматического здоровья свидетельствуют о несоответствии организации и эффективности структуры управления, контроля и технологических процессов физического воспитания.
Около 100 лет изучается уровень физического развития и подготовленности человека. Однако, несмотря на относительно большое число работ в этом направлении, отсутствуют универсалии (В.И. Лях, 1998).
По мнению известных ученых Н.М. Амосова, Г.Л. Апанасенко и других сегодня нельзя просто сказать «здоровье стало хуже» – нужно измерить степень его нарушения.
Коренное качественное обучение, воспитание и развитие учащихся в современных условиях, требует соответствующего совершенствования процесса обучения, средств и методов его осуществления. В условиях научно-технической революции нужны интенсивные методики обучения, основывающиеся на достижениях науки (об управлении, психологии познания) и передового опыта. Основными показателями таких методик должны быть индивидуализация обучения массовой аудитории, дифференциация средств и методов управляющего воздействия, диалог в обмене информацией (А.И. Кузнецов. 1990).
С самого начала возникновения научных подходов к тестированию физической подготовленности человека исследователи стремились получить ответы на два основных вопроса:
1) какие тесты должны быть отобраны для оценки уровня развития конкретной двигательной (физической) способности уровня физической подготовленности детей и подростков;
2) сколько нужно тестов, чтобы получить минимальную и вместе с тем достаточную информацию о физическом состоянии ученика.
Вместе с тем представления о программах (батареях) тестов, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков от 6 до 17 лет, принятые в разных странах, все более сближаются (В.И. Лях, 1998).
Для решения этой проблемы Б.Х Ланда. (2004) предлагает необходимость применение комплексной системы контроля и управления физическим состоянием учащегося, разработанную с использованием компьютерной технологии. Результаты исследований, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения в регионах РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счет профилактики заболеваемости.
Считается, что в учебных классах (как показала практика), находятся учащиеся с различным уровнем развития функциональных возможностей основных физических качеств. Усредненная нагрузка среднестатистического ученика непосильна для слабых учеников и неэффективна для сильных. Поэтому эффективное управление процессом развития физических качеств невозможно без достаточно полного представления об объекте воздействия (учащемся), и его исходном уровне функциональной и двигательной сферы. (Г.И. Барышев, 1992).
Отсутствие у преподавателей физической культуры механизма, позволяющего осуществлять мероприятия по оценке, анализу и прогнозу состояния физической подготовленности и здоровья учащихся, не дает им полной информации о контроле и возможности эффективно управлять процессом физического воспитания, определять необходимые меры предупреждения и устранения неблагоприятных воздействий.
Объект исследования – процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Предмет исследования – методические и управленческие направления комплексного применения системы контроля физического состояния и физического здоровья учащихся.
Цель работы выявление путей повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию на основе применения контроля физической подготовленности и здоровья учащихся.
Гипотеза. Внедрение систематического контроля в управление процессом физического развития при освоении основной учебной программы по физической культуре в школе становится причиной заинтересованного отношения учащихся к личной физической подготовленности и здоровью (Г.А. Апанасенко, 1981, 2000; А.И. Кузнецов, 1990; В.Д. Сонькин, В.В. Кудрявцев, Н.И. Пономарев, 1993; А.М .Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин, 1994; Р.М. Баевский, В.А. Кабачков, 1997, 1998; В.И. Лях, 1998, 2000; П.Я. Гальперин, 1999; В.И. Ильинич, 2002; Т.Ю. Крюцевич, С.П. Миронова, 2003; Л.Б. Андрющенко, О.Н. Московченко, 2004).
Предполагалось, что внедрение системы контроля и прохождением учебного материала позволит:
повысить качество контроля физического развития и физического здоровья учащихся;
на основе полученных данных о состоянии физической подготовленности и здоровья повысится заинтересованность учащихся к занятиям физическими упражнениями. Это позволит учителям принимать точные решения в оздоровлении учащихся, повышать их информированность в области физического воспитания.
Задачи исследования:
1) Выявить современные методики контроля физической подготовленности учащихся, динамику изменений функциональных показателей систем организма и развития физических качеств учащихся.
2) Обосновать необходимость включения систематического контроля физической подготовленности и здоровья как метода физического воспитания учащихся.
3) Разработать практические рекомендации управления физическим воспитанием учащихся.
Практическое значение результатов исследования определяется:
1) повышением эффективности физического воспитания учащихся на основе систематического применения контроля физической подготовленности и здоровья;
2) Повышение заинтересованности учащихся в физическом развитии и совершенствовании на основе систематического контроля физической подготовленности и здоровья.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложения. В работе графических рисунков 6 и таблиц 6. Использован 51 литературный научный источник. Объем исследовательской работы составляет 56 страниц.