Характеристика психологических особенностей у подростков
34 страницы
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Самооценка в раннем юношеском возрасте ............................5
1.1. Самооценка и её место в психической организации
человека .....................................................................................................5
1.2. Становление самооценки у подростков ……………………………14
ГЛАВА 2. Личностная самооценка как психологическое
новообразование ранней юности ................................................................22
2.1 Личностная самооценка как психологическая
проблема ......................................................................................................22
2.2 Психологическое содержание личностной самооценки
у подростков ................................................................................................26
Заключение ....................................................................................................31
Список литературы ........................................................................................33
ВВЕДЕНИЕ
Внутренний мир личности и ее самооценка издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Периодом возникновения сознательного “я”, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самооценки как центральный психический процесс переходного возраста. Рост самооценки и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте (13-14 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе.
Сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования: «Изучение уровня самооценки подростков».
Цель исследования: установить взаимосвязь между содержанием самооценкой и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : личностные формы самооценки.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и личностного самоопределения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: содержательные характеристики самооценки, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи :
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов самооценки и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
2. Установить соотношение понятий Я-концепции и личностного самоопределения.
3. Определить показатели личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте .
4. Определить различия в характере связи самооценки и личностным самоопределением у юношей и у девушек.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
- сравнительный метод,
- комплекс методов психологической диагностики.