Формирование коммуникативных умений в процессе изучения лексических синонимов на уроках русского языка в средней школе
Дипломная работа - 62 страницы (формат pdf)
Введение 4
1 Лингвометодические основы изучения синонимов в процессе образования обучающихся средней школы 8
1.1 Синонимические отношения в лексической системе русского языка 8
1.2 Лингвистические основы изучения синонимов в средней школе 14
1.3 Реализация возможностей лексических синонимов в процессе формирования коммуникативных умений школьников на уроках русского языка 19
1.4 Система заданий с синонимами в дидактическом дискурсе учебника «Русский язык. 5 класс» Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская 24
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений обучающихся в практике современной школы в процессе изучения синонимов 29
2.1 Первичная диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у учащихся средней школы 29
2.2 Формирующий этап экспериментальной работы 35
2.3 Динамика уровня сформированности коммуникативных умений у учащихся средней школы 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Контрольная работа по выявлению коммуникативных умений у учащихся средней школы 51
Приложение Б Протокол результата педагогического исследования в 5 «А» классе на констатирующем этапе 53
В Протокол результата педагогического исследования в 5 «Б» классе на констатирующем этапе
Г Протокол результата педагогического исследования в 5 «А» классе на контрольном этапе
Д Протокол результата педагогического исследования в 5 «Б» классе на контрольном этапе
Б Программа экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у учащихся средней школы
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений учащихся средний общеобразовательной школы.
Предмет исследования - лексические синонимы как средство формирования коммуникативных умений на уроках русского языка в средней школе.
Цель исследования - изучить возможности лексических синонимов в процессе формирования коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в средней школе.
В соответствии с выдвинутой целью определены задачи исследования:
- на основе анализа лингвистической литературы определить теоретические основы формирования коммуникативных умений на уроках русского языка;
- определить объем и содержание ключевых понятий настоящей работы (коммуникативные умения, лексические синонимы);
- проанализировать учебно-методический комплекс «Русский язык 5 класс» с точки зрения наличия в нем системы заданий с синонимами;
- выявить начальный уровень сформированности коммуникативных умений у учащихся 5-х классов МБОУ СОШ № 18 г. Славянска-на-Кубани;
- разработать комплекс заданий, направленных на формирование коммуникативных умений и апробировать его в 5-х классах МБОУ СОШ № 18 г. Славянск-на-Кубани;
- выявить динамику уровня сформированности коммуникативных умений учащихся посредством использования лексических синонимов на уроках русского языка в средней школе.
Эмпирической базой исследования стал 5 «А» класс Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 г. Славянск-на-Кубани.