РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
73 страницы
Введение …………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования навыков работы
с текстом на уроках русского языка в начальной школе
I.1. Системный подход в работе над развитием связной речи младших
школьников ………………………………………………………………………. 6
I.2. Текст как основное лингвистическое понятие …………………………. 16
I.3. Типы речи как фрагмент текста с определенным обобщенным
значением …………………………………………………………………... 20
I.4. Система изучения текста в младших классах …………………………… 25
I.5. Специфика работы над текстом в младших классах ……………………. 28
I.6. Обучение различным видам работы с текстом с учетом связей
между формируемыми умениями ……………………………………………...... 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию текстовых умений учащихся начальных классов ………………………………………… 33
2.1. Определение уровня сформированности текстовых умений
у учащихся начальных классов…………………………………………………… 33
2.2. Формирование текстовых умений учащихся начальных классов……... 38
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы ……... 62
Заключение ……………………………………………………………………….. 68
Список использованной литературы …………………………………………. 70
Объектом исследования является совместная деятельность учителя и учащихся в процессе формирования текстовых умений младших школьников.
Предметом исследования являются лингвометодические условия формирования текстовых умений младших школьников.
Основной целью исследования является построение теоретически обоснованной системы уроков, которая обеспечивает развитие текстовых умений младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что проведение разработанной системы уроков со специальными упражнениями по работе над текстом приведет к повышению коммуникативных навыков младших школьников.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить ряд задач:
- изучить лингвометодическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- определить структуру и содержание работы при изучении текста в начальной школе;
- определить лингвометодические условия, способствующие формированию коммуникативных умений младших школьников в процессе работы над текстом;
- разработать систему уроков по теме «Работа над текстом в начальной школе» и апробировать ее в практической деятельности;
- провести опытно-экспериментальную работу в рамках заявленной темы исследования;
- произвести качественно-количественный анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы.
В соответствии с поставленными задачами в ходе исследования были использованы различные методы:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;
- моделирования учебного процесса;
- педагогический эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось на базе СОШ № 29 пос. Мирного Красноармейского района Краснодарского края в 3 «Б» классе.